Обязательная страховка при оформлении потребительского кредита нередко вызывает у клиентов банков негативные эмоции. Кто-то по старинке думает, что это не обязательная процедура, потому не понимает, зачем его хотят вынудить потратить лишние деньги. Кто-то не доверяет страховым компаниям, имея за плечами горький опыт 90-х годов, другие вовсе не готовы оплатить энную сумму денег прямо сейчас, так как за кредитом пришли только потому, что нет лишних средств на приобретение за наличные. Так или иначе, но банкам все равно, что вы думаете по поводу целесообразности страхования своей жизни и здоровья. Им нужны стопроцентные гарантии возврата одолженных средств, а все остальное их мало волнует.
Кому же на самом деле выгодно страхование жизни банковских клиентов? Действительно ли эта процедура в данный момент является обязательной?
Еще несколько лет назад, в период до наступления финансового кризиса обязательной страховке подвергались лишь те банковские клиенты, которые оформляли долгосрочные кредиты на большие суммы денег. Потребительское кредитование не нуждалась в дополнительных гарантах, потому как в то время для покрытия рисков по непогашенным кредитам было достаточно размеров процентных ставок по кредитам. В период кризиса случаи с невыплатами по кредитам увеличились, потому банки решили защитить себя, сделав страхование обязательным. Выгода банка в этом случае заключается лишь в том, что он таким способом сокращает риски непогашенния кредитов. В этом нет ничего удивительного. Следует понимать, что банк это, коммерческая организация, а не благодетель. Потому основная его цель — получение прибыли от продажи своих продуктов, в том числе и потребительских кредитов.
Выходит, что страховая компания не в выигрыше, так как ей приходится погашать кредиты неплатежеспособных клиентов банка? В какой-то степени это верное убеждение. Но давайте рассмотрим ситуацию глобально. Во-первых, из десяти банковских клиентов только двое по каким-то причинам не могут справиться с долговыми обязательствами. Т. е. средства, уплаченные за страховку при оформлении потребительского кредита, и есть прибыль страховой компании. Во-вторых, только один из двух этих банковских клиентов доказывает наличие страхового случая. Следовательно, только один из десяти потребительских кредитов приходится погашать страховой компании, да и то не в полном размере. Если максимальный размер потребкредитов составляет 45 000 рублей, а страховка составляет 8-10% от суммы кредита, то все расходы страховой компании при наступлении страхового случая покрываются.
Клиент банка также остается в выигрыше при оформлении страховки. Ведь уплата десяти процентов от суммы кредита — это мелочи, по сравнению с полным размером задолженности и штрафными санкциями, начисленными банков в случае утраты платежеспособности по состоянию здоровья или наступления других заблаговременно застрахованных ситуаций. Именно по этой причине сотрудники банков, сидящие «у станка» производства новых кредитных соглашений, должны пояснять будущим заемщикам, что подразумевает страховой полис.
Подводя итоги всему выше сказанному, ясно, что страхование жизни даже таких клиентов банка, как пользователи потребительских кредитов, имеет смысл и выгодно всем трем сторонам. А клиенту страховка принесет еще и дополнительную уверенность в его ближайшем будущем.
Главное в этом вопросе — просвещенность. Подписывая страховой полис, заемщик банка должен в обязательном порядке ознакомиться с его условиями. Это позволит ему в дальнейшем избежать ряда недоразумений.