Будущее сферы кредитования: чего ожидать заемщику и кредитору?

Будущее сферы кредитования: чего ожидать заемщику и кредитору?
Сколько уже разговоров ведется об оптимизации кредитной системы в государстве, но конкретные шаги в большинстве случаев видны только со стороны финансовых учреждений. При этом они в первую очередь вызваны в необходимости привлечения новых клиентов, а не упрощения и усовершенствования системы в целом. Необходимо вмешательство более серьезных органов на государственном уровне.
Так, недавно можно было отметить работу Федеральной Антимонопольной Службы и Министерства финансов России. Эти две серьезные государственные структуры совместно работали над проектом, который должен защитить обычных заемщиков от большого числа недобросовестных кредиторов. При этом со стороны каждого ведомства поступили дельные предложения по наведению порядка в сфере кредитования и организации более прозрачных и менее конфликтных финансовых отношений между сторонами.
Снова поднимался вопрос о том, что кредитор обязан при заключении договора четко указывать, какую сумму в конечном итоге должен будет выплатить заемщик. При этом делать это не мелким шрифтом в конце договора, а на первой странице и большими символами. Ведомства требовали, чтобы результат расчетов по кредиту отображался на первой странице договора в правом верхнем углу страницы и занимал не меньше пяти процентов от ее площади. При этом желательным является обведение столь важной информации в рамку. В ФАС считают, что подобное нововведение должно дать заемщику полную и четкую информацию по переплате за кредит. При этом такую надпись человек уже обязан заметить.
Банки, в принципе, не имеют ничего против подобного нововведения и готовы указывать стоимость кредита или срочного микрозайма в полном объеме. Только делают это они уж очень неохотно, стараясь «спрятать» информацию ближе к середине или концу текста. При этом заемщики в процессе прочтения документа до самых важных мест так и не добираются. Здесь, конечно, есть вина и клиентов банка, которые не внимательно относятся к оформлению кредита. Но это не дает право финансовым учреждениям пользоваться финансовой безграмотностью наших граждан, которые готовы на доверии подписать любой важный документ. При этом перспектив к тому, что финансовая грамотность населения повысится, к сожалению, нет. При этом в ближайшем будущем ФАС берется проследить за выполнением данной рекомендации.
Более того, со стороны Министерства финансов есть предложение наложить запрет на какие-либо изменения условий договора в одностороннем порядке, чем порой «грешат» финансовые учреждения. До этого банки могли не согласовывать с заемщиком условия некоторых пунктов договора, что стало причиной тысяч судебных разбирательств.
Планируется также отмена штрафов за досрочное погашение займа, а самому заемщику должно даваться право отказаться от кредитного договора в течение двух недель. Это позволило бы человеку полностью осознать содеянное и пересмотреть свои финансовые возможности.
При этом банки также не остались в «обиде». К примеру, финансовое учреждение может получить право отказывать заемщику в выдаче займа, не объясняя причины. Если же договор уже работает, но должник не выполняет его условия, то финансовое учреждение сможет потребовать досрочного возврата средств.
Конечно, подобные нововведения способны сделать рынок кредитования более прозрачным, понятным и безопасным для рядового заемщика. При этом стоит отметить, что подобные изменения планировались только для потребительских займов. К сожалению, ипотечное кредитование не затрагивалось.

Читайте также:  На кредитной игле, или как россияне выживают в кредит