К началу октября сумма проблемных кредитов, выданных на покупку автомобиля, составила 38,9 млрд рублей. Как показывает статистика Национальной службы взыскания, которую приводят «Известия», за год прирост негативного показателя составил 33%. Автокредитная просрочка росла даже более быстрыми темпами, чем проблемные долги в потребительском секторе, который традиционно славится не слишком высоким качеством кредитов. За последние 12 месяцев просроченная потребительская задолженность увеличилась на 32%.
В то же время регулятор кредитного рынка ЦБ РФ не считают ситуацию угрожающей. Так, по словам Сергея Моисеева, занимающего в ведомстве должность заместителя директора департамента финансовой стабильности, в случае невыплаты займа банки всегда могут реализовать залог, которым является приобретаемый автомобиль.
Удельный вес автомобильных «плохих» долгов, по данным НСВ, составил порядка 4,2% от общей суммы действующих кредитов. При этом коллекторам было передано около 24 млрд рублей – эти долги кредиторы признали безнадежными. Указанный объем на 21% выше, чем аналогичный показатель прошлого года.
Наибольшая средняя просрочка зафиксирована в Северо-Кавказском регионе: она составляет 283 тыс. рублей. Причиной является как недисциплинированность клиентов, проживающих в регионе, так и высокая безработица, превысившая в прошлом году 13% при средних 5,2% по стране. Немногим лучше обстоит дело в Уральском и Центральном ФО, где автозаемщики задолжали банкам в среднем по 236,9 тыс. и 208,4 тыс. рублей соответственно. На этих территориях значительные долги можно объяснить повышенной концентрацией населения.
21 октября 2013 г.