С 2011 года, после окончательного выхода из кризиса коммерческие банки занялись активной популяризацией кредитных продуктов. Итоги прошлого года назвали кредитные карты самым распространенным банковским продуктом в области потребительского кредитования. Удивительного в этом ничего нет. Банки приложили все силы, для того чтобы массово внедрить этот продукт. Кто-то получил кредитный пластик по почте за «предыдущие заслуги» – хорошую кредитную историю, кто-то открывал карточный счет для начисления заработной платы и стал «жертвой» уговоров банковских сотрудников. Другим кредитную карту открыли при оформлении очередного потребкредита и т. д., и т. п.
Так или иначе но все обладатели кредитных карт изначально были уверены, что это лучший вариант сотрудничества с банком, не имеющий скрытых ловушек и подводных камней. После первого опыта пользования кредитным пластиком, огромное количество картдержателей остались недовольны. Банки аргументируют сложившуюся ситуацию финансовой безграмотностью населения, а население – хитрыми уловками банкиров.
Спорить по этому поводу бесполезно. Правы и одни, и другие. Чтобы не попадать в финансовые ловушки, следует быть предельно внимательным и осторожным.
Первая причина. Привлекая новых клиентов, банк использует ряд уловок, за которые придется платить клиенту, хоть и не сразу. Одним из самых распространенных способов привлечения клиентов является пресловутый «льготный период». В рекламе все выглядит так –«Оформи кредитную карту и воспользуйся беспроцентным кредитом при условии погашения задолженности в течение 90 (30, 60 и пр.) дней!» О том, что при получении беспроцентного кредита клиенту все равно придется оплатить ряд комиссий, к сожалению, никто не говорит. В результате сумма переплаты по кредиту превышает все возможные границы. Чтобы не попасться на подобные уловки, важно внимательно изучить условия договора на открытие кредитного счета. Не стесняйтесь задавать вопросы кредитному эксперту. Ведь его работа — отвечать на них.
Вторая причина, по которой следует внимательно читать кредитное соглашение – это скрытые комиссии и штрафные санкции. Часто клиенту «впаривают» кредитную карту, ссылаясь на то, что она когда-нибудь да пригодится. Пластик так и лежит дома в тумбочке. А тем временем на счету клиента растет долг за неиспользование кредитных средств или начисление ежемесячной комиссии и т. п.
Третья причина, по которой важно прочесть все пункты договора, – неправильное закрытие кредитки. В каждом банке существует свой порядок закрытия кредитных карт. Соблюдая эти требования, клиент избавит себя от непредвиденных трат на погашение пени и штрафов.
Четвертая причина для чтения кредитного договора – повторный выпуск кредитной карты. Это условие всегда прописано в договоре на открытие пластиковой кредитки. После срока окончания ее действия банк выпускает карту повторно. Комиссии и штрафы за не использование кредитных средств могут начисляться даже за то время, что клиент не знает о существовании кредитки.
Пятая причина – наличие кредитного лимита. О существовании ограничений по использованию кредитных средств сотрудники банков часто рассказать забывают. В договоре этот момент прописан. Потому после прочтения соответствующего пункта клиент не попадет в неприятную ситуацию с нехваткой денежных средств при покупке товаров и услуг.