Банковскую систему России лишь с большой натяжкой можно назвать надежной и нерушимой. Большинство банков являются зависимыми от вкладов населения и в любой момент при создании искусственной паники могут попросту «рассыпаться». Более того, каждый из банков может по определенным причинам может лишиться лицензии. С одной стороны, эти проблемы касаются только руководства финансового учреждения, с другой – под удар попадают вкладчики, депозиты которых оказываются под угрозой. Если же такая ситуация произошла, и банк потерял свою лицензию, то это еще не конец. Поддаваться панике в этом случае не выход, ведь это только осложнит получение банковского вклада. Так что же предпринять, если у банка отобрали лицензию?
Благодаря действующей системе страхования вкладов, депозиты должны возвращаться своим владельцам, несмотря на финансовое состояние банка или изъятие лицензии у последнего. Но вкладчик также не должен бездействовать. Как только информация о неприятностях в банке стала общедоступной необходимо убедиться, что его конкретный случай является страховым. Он будет считаться таковым, если у банка по какой либо причине отозвали (аннулировали) лицензию на выполнение банковских операций или со стороны Банка России был введен запрет на работу с удовлетворение кредитных просьб того или иного финансового учреждения.
После этого необходимо обратиться в агентство по страхованию депозитов, где необходимо просить помощи в решении сложившейся проблемы. В некоторых случаях разбором таких ситуаций может заниматься и банк-агент, если в его обязанности входит выплата страховых компенсаций по депозитам.
Обращение должно оформляться в виде заявления установленной формы, к которому должен прилагаться документ (желательно паспорт). Бланк заявления можно найти в интернете. В документе необходимо будет указать, как бы вы хотели получить средства – наличными или путем перевода на другой счет. При этом необходимо учитывать, что компенсация не может превышать 700 тысяч рублей.
Агентство по страхованию депозитов или банк-агент по закону должны начать выплаты по заявлениям клиентов уже через 14 дней после того, как наступил страховой случай.
Кроме этого, есть ряд рекомендаций, касающихся того, что делать запрещено в таких случаях. В первую очередь, категорически нельзя паниковать и выяснять отношения с банком. Не передавайте последнему оригиналы своих документов, подтверждающие долг перед вкладчиком. Распространенной ошибкой является подача заявления о досрочном расторжении договора вклада. В этом случае банк сможет не начислять проценты по депозиту, уменьшив так сумму выплат.
Помните, что все вклады обязательно вернуться к своим владельцам. Необходимо просто набраться терпения и не делать «резких движений».