В компании «Домашние деньги» разработали свои предложения, касающиеся регулирования рынка микрозаймов. По словам главного исполнительного директора микрофинансовой организации Андрея Бахвалова, необходимо определить нормативы ликвидности и достаточности капитала, которым должны соответствовать участники этого рынка.
Эксперт считает неприемлемым использование в секторе упрощенной системы налогообложения. Также он предлагает регулятору ограничить рекламу микрофинансовых структур. В частности, компании, не внесенные в реестр МФО, вообще не должны распространять информацию о своих услугах. Следует отметить, что сегодня порядка половины компаний, выдающих микрозаймы, являются незарегистрированными.
Еще один вопрос, который нуждается в разрешении, — это создание резервов, подобных банковским отчислениям. Как отметил председатель совета директоров компании «Домашние деньги» Евгений Бернштам, представители бизнеса сами могут изменить ситуацию к лучшему. Тема обсуждается в Открытом правительстве и Российском союзе промышленников, причем большинство высказывается за необходимость административного регулирования микрофинансового сектора. Его участники, работающие в правовом поле, хотят воспрепятствовать уходу микрозаймов в «черную» плоскость.
Что же касается ценообразования, то средняя ставка по микрокредитам составляет сейчас порядка 168%. Ее снижения ожидать не приходится, так как, по словам Андрея Бахвалова, компаниям дорого обходятся фондирование и частые дефолты заемщиков. Банки получают необходимые для их деятельности ресурсы по более привлекательной цене, что и объясняет дешевизну кредитов. А уровень дефолтности в МФО доходит до 25-30%, что заставляет организации окупать риски высокой ставкой. Как отметил Бахвалов, ЦБ не возражает против такого положения вещей и не будет вмешиваться в вопросы, связанные со ставками по ссудам.
19 октября 2013 г.