В начале 2013 года в федеральное законодательство России «О кредитных историях» внесли некоторые поправки. В соответствии с прописанными коррективами, пополнять базу данных Бюро кредитных историй в России будут не только кредитно-финансовые организации – банки, но и коллекторные агентства, а также микрофинансовые компании.
Более того, с началом внедрения поправок информация бюро кредитных историй будет доступна неограниченному числу лиц. Оговорочным условием станет тот факт, что получить информацию о том или ином заемщике можно будет исключительно по его разрешению. По мнению ряда экспертов, получить такое разрешение будет несложно, так как специально регулирующего органа, проверяющего подлинность разрешающего документа, пока на территории России нет.
В свою очередь бюро кредитных историй будут стараться пополнять свои базы дополнительными сведениями о клиентах. Таким образом они смогут конкурировать между собой. Ведь наличие расширенного пакета данных о клиенте существенно облегчает кредиторам процесс анализа его платежеспособности. Например, наличие данных о «финансовых похождениях» заемщиков позволит с максимальной четкостью отделить «плохих» клиентов от «хороших». Выбирая заемщиков, банки сами смогут определить, с каким клиентом они хотели бы завязать долгосрочные отношения.
Однако стоит ли верить кредитным историям на все сто процентов? На практике уже давно доказано, как просто можно испортить кредитную историю даже самому добросовестному клиенту. Случаи, когда кредитные обязательства были оплачены своевременно, но по каким-то причинам их не зачислили в должные сроки на кредитный счет заемщика, достаточно распространены. Естественно, клиенту предъявляют обвинение в несвоевременной оплате кредита, начисляют штрафы, пени и т. д. Часто такие ситуации заканчиваются «черной меткой» в кредитной истории плательщика. Каково удивление людей, когда при обращении за очередным кредитом в банке им отказывают, указывая на недобросовестное отношение к выплатам по договору. Годами запись о просроченном платеже может преследовать потенциального ни в чем не повинного клиента. Лишь единицы не остаются равнодушными к подобным случаям, пытаясь выяснить причину и восстановить свою репутацию.
Услуги бюро кредитных историй в России все чаще пользуются спросом. Базы данных о клиентах с каждым годом пополняются новой информацией о заемщиках. Однако на достигнутом организации не останавливаются. Весной 2012 года один из участников рынка баз данных по кредитным историям предложил реализовать новый проект. В рамках данного мероприятия осуществляется проверка «чистоты» б/у автомобилей. Стоимость подобной услуги составляла всего 300 рублей.
Нельзя осуждать коммерческие организации за их растущий аппетит, ведь доходность бизнеса стоит превыше всего. Потому все средства и методы достижения цели принимаются во внимание. Это еще раз доказывает, что поправки в закон «О кредитных историях» были внесены по инициативе БКИ. Однако законно ли распространять личные данные о людях? Ведь продажа информации об автомобилях не идет ни в какое сравнение с торговлей данными о конкретном человеке.
Возможно, некоторые, особенно те, чья кредитная история безупречна, и вовсе не смогут понять, чем чревато подобное поведение кредитных бюро. Коллекторы на этот счет высказываются весьма положительно, считая распространение данных о кредитных историях за пределы банков профилактическим мероприятием в области невозвратов.
Учитывая, что данными клиентских баз смогут пользоваться все, то столкнуться с последствиями халатного отношения к обязательствам по кредиту горе-заемщику можно будет даже при обращении к страховую компанию за очередным полисом. Вполне возможно, что таким клиентам будет оформляться полис с завышенными страховыми тарифами. А другой страховщик и вовсе откажется подписывать соглашение, опасаясь мошенничества со стороны клиента.
Самое негативное в открытии доступа к информации о клиентах, содержащейся в базах данных БКИ, это отсутствие официального органа надзора. Каким образом кредитные бюро будут проверять подлинность разрешения клиента на право использования информации о нем, пока не известно. И будет ли вообще выполняться подобная проверка?
Понимая, что каждый запрос стороннего лица является для БКИ еще одним способом заработать, приходится сомневаться в прозрачности его помыслов. Ведь очередной отказ клиенту – упущенная выгода. Отсутствие органа надзора лишь поможет БКИ «закрывать глаза» на поддельные разрешения, а свою деятельность считать законной.
С другой стороны следует учесть, что глобальная утечка данных из баз тоже не совсем выгодна отечественным БКИ. Потому, вероятнее всего, им придется проверять подлинность разрешения самостоятельно. Иначе в ближайшее время на отечественном рынке кредитных бюро может возникнуть сильная конкуренция.
источник